Инклюзивное образование
IV международная научно-практическая конференция «Инклюзивно учить-инклюзивно лечить»
18 мая 2022 года Ресурсный учебно-методический центр ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России провел IV международную научно-практическую конференцию «Инклюзивно учить-инклюзивно лечить».
Конференция "Инклюзивно учить-инклюзивно лечить" стала эффективной площадкой для обмена опытом по вопросам организации образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с инвалидностью в процессе профессионального самоопределения, реализации адаптивной физической культуры и подготовки лиц с инвалидностью к конкурсам профессионального мастерства. Практическим опытом и результатами исследований поделились участники из Беларуси (Витебск), Кисловодска, Ростова, Рязани, Санкт-Петербурга, Пензы, Курска, Твери, Красноярска.
С докладом "Реализация комплексного сопровождения для адаптации студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата" от РГРТУ выступили канд. пед. наук, директор Центра дистанционного обучения Клейносова Надежда Павловна, тьютор Андреянов Сергей Александрович.
Участникам конференции был продемонстирован видеоролик "Адаптивное сопровождение студентов с "неограниченными" возможностями, снятый РГРТУ-фильм.
Промотреть фильм можно по ссылке: https://vk.com/video-268500_456239284
Всероссийский научно - практический семинар с международным участием «Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт в современном образовательном пространстве»
28 апреля 2022 г. на базе Новосибирского государственного технического университета состоялся всероссийском научно - практическом семинаре с международным участием «Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт в современном образовательном пространстве».
Опытом организации и реализации адаптивной физической культуры в РГРТУ поделился тьютор, специалист в области адаптивной физической культуры Андреянов Сергей Александрович.
Участникам также был показал ролик, снятый РГРТУ-Фильм, в котором показано комплексное сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья: занятия в бассейне «Радиоволна», тренажерном зале, отдых в ОСБ «Зеленый Бор»: спортивная ходьба, плавание в лесных озерах, подвижные игры.
Участники и организаторы готовы продолжить обмен лучшими практиками в области инклюзивного образования.
Тотальный тест "Доступная среда".
С 3 по 10 декабря 2021 года проходил Тотальный тест "Доступная среда".
Эта крупнейшая акция в сфере инклюзии проводится с 2019 года, в 2020 году в ней приняли учатие более 100 тысяч человек из 85 субъектов Российской Федерации.
В этом году сотрудники РГРТУ также приняли участие в Тотальном тесте, получены сертификаты участников.
Тестирование проходило онлайн, на сайте https://www.total-test.ru/.
В ходе текстирования можно было проверить свои знания в области организации безбарьерного пространства и общения с людьми с инвалидностью.
Сотрудничество с Ресурсным учебно-методическим центром Московского государственного психолого-педагогического университета
15 октября 2021 года сетью Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения РФ (РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, РУМЦ Мининского университета, РУМЦ МГППУ) были проведены онлайн-мероприятия, в которых от Рязанского государственного радиотехнического университета принимала участие Клейносова Надеджда Павловна.
Сетевое (отраслевое) профессионально-общественное мероприятие по вопросам кадрового обеспечения непрерывного инклюзивного профессионального образования лиц с инвалидностью.
Круглый стол «Инклюзия и кадровое обеспечение непрерывного образования лиц с инвалидностью: школа – колледж – педагогический вуз».Модератором мероприятия выступил Виталий Зорахович Кантор, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».
Тренинг по пониманию инвалидности

Цикл вебинаров по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
2 июня 2021 года ФГАОУ ДПО "Государственный институт новых форм обучения" провел вебинар "Механизмы развития инклюзивной профессиональной компетентности специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ: современные тренды и перспективы развития" из цикла вебинаров по вопросам инклюзивного образования.
В вебинаре приняла участие директор Центра дистанционного обучения, к.п.н. Клейносова Надежда Павловна.
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование инклюзивной образовательной среды в Российской Федерации
1. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года
N 363). URL: http://docs.cntd.ru/document/554102819
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642).
URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/#1000
3. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] / Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.
URL: http://base.garant.ru/2565085
4. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] / Принята всенар. голосованием от 12 декабря 1993 г.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
5. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [Электронный ресурс] (утв. заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 26 мая 2012 г. № 2405п-П8). URL: http://artmetod.tmb.muzkult.ru/media/2018/09/10/1217482750/Kopmleks_mer_2012.pdf
6. Концепция проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями [Текст] / Согл. с Министерством образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2016 г. № 06-599.
7. Методические рекомендации об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования (утв. Министерством образования и науки РФ 29 июня 2015 г. N АК-1782/05). URL: https://base.garant.ru/71231214/
8. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн). URL: https://base.garant.ru/70680520/
9. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств. Иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности» [Электронный ресурс] / Утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2019 г. № 589-ст. URL: https://base.garant.ru/73664694/
10. Об осуществлении мониторинга системы образования [Электронный ресурс] / Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г.
№ 662. URL: https://base.garant.ru/70429494
11. О мерах государственной поддержки талантливой молодежи [Электронный ресурс] / Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325. URL: https://base.garant.ru/6198652/
12. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [Электронный ресурс] / Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599. URL: https://base.garant.ru/70170946/
13. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Электронный ресурс] / Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/
14. О ратификации Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс] / Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ.
URL: https://base.garant.ru/70170066/
15. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/
16. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.; одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
17. Об утверждении комплексных мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы [Электронный ресурс] / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1921-р.
URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70142636/
18. Об утверждении методических рекомендаций о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки [Электронный ресурс] / Распоряжение Министерства просвещения России от 28 февраля 2019 г. № Р-16 (в редакции от 18 октября 2019 г.). – п. 3.
URL: http://docs.cntd.ru/document/554207472
19. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования / Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентябряг. № 1061. URL: https://base.garant.ru/70480868/
20. Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве [Электронный ресурс] / Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. № 804н/299/1154.
URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039590/
21. Особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2020 г. № 726). URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1201&cat=/ru/documents/docs/
22. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (утв. Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309). URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-09112015-n-1309/
23. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70503294/
24. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 ноябряг. N 1259).
URL: https://base.garant.ru/70581484/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
25. Порядок приема лиц на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 13 августа 2019 г. № 602). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72946248/
26. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. № 1147).
URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74441661/
27. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 январяг. N 13). URL: https://base.garant.ru/70480868/
28. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. № 636).
URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71045690/
29. Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582).
URL: https://base.garant.ru/70413268/
30. Руководство по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере образования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей приема на обучение на 2020/2021 учебный год).- утв. Рособрнадзором.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357318/
31.Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации (утв. приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785). URL: https://base.garant.ru/70713570/
32. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
URL: https://base.garant.ru/70170946/#block_36
Онлайн-конференция «Молодые люди с низкими стартовыми возможностями в начале карьеры»
20 октября 2020 года благотворительный фонд «КАФ» проводит онлайн-конференцию «Молодые люди с низкими стартовыми возможностями в начале карьеры».
Мероприятие прошло при поддержке АО КБ «Ситибанк», РООИ «Перспектива», Фонда поддержки семьи и детей «Хранители детства», Фонда социального развития и охраны здоровья «Фокус-медиа», центра «Работа-i».
Спикеры конференции рассказали о своих проектах, опыте и результатах реализации.
На конференции были рассмотрены вопросы:
- Региональные экономические различия и иные факторы, влияющие на успешность программ поддержки молодежи на рынке труда.
- Эффективные формы поддержки молодых людей из числа сирот, с инвалидностью и в других трудных жизненных ситуациях.
- Мотивация к трудоустройству у молодых людей в трудных жизненных ситуациях.
- Опыт российских компаний в трудоустройстве молодых людей из уязвимых групп.
- Примеры сотрудничества доноров и НКО в программах трудоустройства молодых людей из числа сирот, с инвалидностью, в других трудных ситуациях.
- Проблемы и решения в сфере трудоустройства молодых людей в ключевых сферах (образование, государственная и муниципальная поддержка, центры занятости и трудоустройства).
Сайт конференции: https://philanthropy.tilda.ws/caf/conference
Консультации по вопросам инклюзивного образования. Работа Call-центра МГППУ
Call-центр ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МГППУ продолжает работу.
Специалисты Call-центр готовы проконсультировать по следующим направлениям:
- по вопросам выбора направления подготовки и вуза обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;
- участия в мероприятиях по развитию инклюзивного образования (международные научно-практические конференции, всероссийские и межрегиональные, городские конференции, проектные сессии, форсайт-сессии, методические семинары и вебинары, мероприятия по профориентации и содействию в трудоустройстве выпускников с ОВЗ и инвалидностью);
- услугам, предоставляемым Центром коллективного пользования:
- использование специальных технических средств и ассистивного оборудования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, позволяющее работать с учебно-методическими материалами в доступных форматах студентам с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата;
- по вопросам заполнения мониторинговых форм, направленных на исследование социально- университетов, потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью, а также содействию трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью;
- ответы на вопросы родителей и/или законных представителей.
Работа Call-центра обеспечена в режиме 5 дней в неделю с 10.00 – 18.00 часов мск. времени.
Номер телефона горячей линии: 8-800-707-49-29.
Еще статьи...
- Общероссийский экспертный сетевой онлайн-семинар "Инклюзивное высшее образование: методология, исследования, лучшие практики"
- Информационный марафон "Лучшие инклюзивные практики ВУЗов"
- Межотраслевая научно-практическая онлайн-конференция «Кадровое обеспечение инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»
- Открытый онлайн-курс "Общение без ограничений" от Университета Банка России